Баранова Анна Павловна, воспитатель

народные игры Вологодской обл.

1. Игра «Чижик» (Сямженский район)

По дубочку постучишь, /дети сидят, чиж летает/

Вылетает серый чиж,

У него, у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по полю летал, / стучит носком правой ноги, дети хлопают в ладоши

Правой ножкой все кивал.

Кив, кив, не кивай,

Себе пару выбирай. /все встают с мест врассыпную и строятся в пары

(Кому не хватает пары, тот чиж).

 

2. Игра «Решето» (Вологодская область)

Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: - А оно не продажно!

Покупатель обходит детей и разглядывает их. Снова идет к бабушке и просит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка:- Возьми сзади!

Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребенка. Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.

 

3. Игра «Молчанка» (Никольский район)

По полу молчанка,

По лавкам две.

Молчите все.

(Один из играющих смешит детей, кто засмеялся, выполняет какое-нибудь задание.)

 

4. Игра в скороговорки (Великоустюгский район)

- А ну, кто хорошо управляется со своим языком?

Как на горке, на пригорке

Стоят 22 Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

(счет идет на одном дыхании, стараясь не сбиться, иначе все сначала).

 

5. Игра «Каравай» (Харовский район)

По задворью хожу,

Каравай ношу.

На чьих именинах?

На Аниных.

Вот такая вышина,

Вот такая нижина,

Вот такая ширина,

Вот такая ужина!

 

6. Игра «Пирог»

Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь да ешь! (говорком).

После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.

 

7. Игра «Гвоздик» (Бабушкинский район)

В стороне игрок – бабушка.

Дети: (подходят) бабушка, бабушка! Можно травки пощипать?

Бабушка: пощипите, пощипите! Только гвоздика (луковое перо) не рвите.

(Дети щиплют траву, вдруг один как закричит: «Бабушка! Гвоздик!» Бабушка догоняет, пойманный садится на свое место.)

 

8. Игра «Утушкой играть»

Дети делятся на две группы. Одни образуют круг, другие, ухватив друг друга за подол, образуют цепочку (первый в цепочке «утица», остальные – «утята» и бегают «змейкой» под поднятыми руками стоявших в кругу, пока звучит песня. С окончанием песни «воротца» захлопываются (руки опускаются вниз). Утята не успевшие выбежать, остаются в кругу. Так повторяется, пока «утица» не останется одна. Ведущая – утица.

(Вытегорский район)

Тиу – тиу - тиу – ти.

Уте некуда идти.

С малым детушком,

Со дитятушком - дитем

Разлучилася,

Как пушинка белая,

Распушилася

Тиу – тиу – тиу – ти

Куда с горя мне уйти? (на этом можно слова закончить)

Утушка, ути – ути,

Мне-ка некуда итти,

Кабы в лес утти –

Заблудитисе,

Кабы озеро воды –

Потопитисею

 

(Вашкинский район)

Утица шла,

Меховая шла,

По каменью,

По – за ламенью.

Сама прошла,

Детей провела,

Самого лучшего ребеночка

Оставила.

 

9. Игра «Огарыш» (Череповецкий район)

Дети друг другу передают «лучину» (свечка) и поют:

Жил — был Огарыш

Жил да не дожил,

Ножки съежил,

Душа коротенька.

У кого потухнет,

У кого погаснет,

Тому чижиком ходить

Да и пить подавать,

И плясать вызывать.

На ком остановится песенка, тот выполняет задание ведущего (например: спеть частушку, пройтись лисичкой и т. д.)

 

10. Игра «Долгая Арина» (Череповецкий район)

Считалка:

Соломинка — яреминка,

Прела — горела, за море летела,

Кострок — мострок,

Родион, выйди вон!

 

Считалкой выбирают водящего (Арина). Ему завязывают глаза платком. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки свои сложи,

Чье имя укажи.

Хожу, гуляю,

Вдоль по караваю,

Вдоль по караваю,

Кого найду — узнаю.

На слова «Кого найду — узнаю» дети останавливаются. Водящий, вытянув руки вперед подходит к любому ребенку и угадывает кто это.

 

11. Игра «Гончары» (д.Степановская Тотемский р-н)

Считалка:

Ехала торба

С высокого горба.

В этой торбе -

Хлеб, пшеница,

Кто с кем

Хочется поделиться.

Бери любого.

Самого дорогого.

На слова «самого дорого» дети берутся за руки, и встает парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок»), второй встает сзади («продавец»), и пары образуют круг. Водящий («покупатель») обходит круг, подходит к кому - либо из «продавцов», спрашивает цену:

Почём горшок? По денежке. А он без трещинки? Проверь.

«Покупатель» делает вид, что стучит по «горшку», который отвечает словами «дзинь - дзинь» (изображая звук). Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: - Давай сговор.

Они берутся за руки и поют:

Чинчары, чинчары,

Собирайтесь гончары,

С-по кусту, с-по насту,

С-по лебедю горазду, вон!

После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.

 

12. Игра «Растяпа» (Вологодский район)

Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один оставшийся ребенок становится «растяпой» и встает в центр круга. Под музыку, дети стоящие внутри круга идут плясать, дети снаружи круга не двигаются, изображая «домики» (руки подняты над головой в форме крыши). Как только музыка заканчивается, дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину любого стоящего ребенка). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.

 

 

 

 

 

 

13. Игра «Домовой»

Дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой)

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.

14.Игра «Колечко» 
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:
«Уж я золото хороню, хороню
То в высоком терему, то у галки на кону,
То на лысой на горе, то у лисоньки в норе,
Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.
Всем, (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!
Где колечко, покажи!»
Пока идет пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого- либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.

15.Хороводная Игра «Зайка»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие- «хозяйка»( будет ходить противоходом за кругом) и «зайка» 
( будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:
«Недород, недород, охраняйте огород.
Погляди, идет хозяйка. Убегай скорее, зайка!»
Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

16. Игра «Журавли» 
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: Выбирается водящий, остальные играющие- «журавли».
«Журавли» с приговором «летают» по комнате:
«Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,
Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»
Дети- «журавли» «замирают» в различных позах. Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:
«А кто первый отомрет, тот за мной водить пойдет». 

17. Игра «Воробьи И Вороны»
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.
Ход игры: у центральной стены зала стоит ребенок- «рябина» с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих- «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими.
Все поют:
«Ах, ах, ах, ах, стоит рябина во лесах.
Воробьишки прилетали, красны ягоды клевали.
Их вороны прогоняли!»
После пения припевки дети- «воробьи» стараются пробежать через зал к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон».
Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.

18. Игра «Тетёра»
Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми;
Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением
«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.
Сама прошла, всех детей перевела,
Самолучшего дитёночка оставила»
Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».









18.Игра «Кому Пирог?» 
Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.
Ход игры: В центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки
«Бабушка Ненила пирог затворила,
В печку ставила, дожидать заставила.
Когда, пирог, зарумянишься?
Кому, пирог, ты достанешься?»
Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

19.Игра «Колоколец» ( С Наборным Хороводом)

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, развитие ловкости и быстроты движений.
Ход игры: дети становятся по кругу. Внутри круга ходит ребенок- водящий с колокольчиком. Дети поют
«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».
Ребенок- водящий подходит к одному из играющих и поет
«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», отдает колокольчик выбранному им ребенку, становится сзади него. Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей. Все поют
«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой». Дети водящие останавливаются у выбранного ребенка и поют
«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», далее идут уже трое детей- водящих ( и так повторяется еще 1-2 раза).
Дети, которых набрали в водящие- 5 человек, становятся в маленький круг вокруг колокольчика, положенного в цент круга на пол, поют
и расширяют круг
«Отойдем подале, на колокольчик глянем,
Анты- ванты, молодец, хватай бубенец!»
Каждый из 5 детей пытается первым схватить колокольчик. Выигравший идет с колокольчиком по большому кругу и снова набирает новых 5 играющих.

20. Игра Хвалебная- Величальная. 
Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины, словесное творчество, развитие эмпатии.
Ход игры: все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают
«Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:
Аннушка- лапушка, Юленька- душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)». Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка. 

Молчанка»

Ребёнок говорит: «По полу мол­чанка, по лавкам две. Молчите все!»

С последними словами все за­крывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пля­шет, поёт, лезет под стол и т.д.

«Шило»

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый ука­зательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намерен­но соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Ино­гда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

«Мышка»

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю­щих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

«Нашёптышек»

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А дру­гой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не уга­дал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А де­вочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Вы­ходи, Любка!» или «Выходи, Гру­ша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и бы­стро возвращается на место.

«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается уга­дать, кто его коснулся.

«Репка»

Играющий цепляется за ка­кой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхва­тывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. от­тащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия па­дают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

«Ворона летит»

Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, по­ложив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от то­го, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев ле­жащей на столе руки. Все участни­ки должны также поднять этот па­лец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает па­лец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Иг­ра продолжается в убыстряющем­ся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

«Лалом играть»

Самая простая забава, в ко­торую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за ру­ки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводи­ла») тащит за собой по улице, де­лая по пути неожиданные поворо­ты, то ускоряя, то замедляя дви­жение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длин­ную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.

В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные це­почки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и уст­ремлялись вперёд, таща за собой «репку».

«Лук рвать»

Подобного рода забав суще­ствовало очень много. Они отве­чали естественному желанию де­тей покричать, побарахтаться, по­возиться всем вместе, в куче.

В Тарногском районе, напри­мер, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвеча­ла: «Рви, сколько хочешь». Полу­чив  разрешение,  водящий  шёл в другой конец и, ухватив послед­него в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

В Верховажском районе су­ществовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из сторо­ны в сторону, пока не упадут.

«Барашка купить»

В Великоустюгском районе иг­рают с маленькими детьми так: скрещивают указательный и сред­ний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет инте­рес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».

«Верёвочка»

Для игры необходима длин­ная верёвка, концы которой свя­зывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он хо­дит по кругу и старается коснуть­ся одного из играющих. Чтобы во­дящий не мог прикоснуться, игра­ющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они сно­ва берутся за верёвку. Тот из иг­рающих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.

Правила игры:

1.  Верёвку обязательно надо держать двумя руками.

2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.

По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)

«Водак»

"На чистом и ровном месте, где нет большой травы, в землю вколачивали заостренный колышек в 3-4 вершка (1 вершок = 4,45 см) и в вершок толщиной, называемый "лобок". Поверхность его должна быть чуть-чуть повыше уровня земли. Лобок очерчивается кругом шириной в аршин (ок. 70 см). В 10 шагах от круга каждый игрок выбивает себе лунку. Когда все приготовлено, "водак", поставив шар на место (лобок), отходит немного в сторону и приглашает начинать; без его указания никто бить не должен.

В шар летит первая палка, если она сбила шар, то владелец ее может за ней бежать, если надеется на свое проворство: надо палку схватить и с ней встать на свое место. "Водак" бежит за шаром и, подобрав его, ставит на "лобок".

Если игрок не надеется опередить водака, то остается на месте, а игру продолжают те, у кого есть палки. В случае удачного и сильного удара, когда шар отлетает дальше палок, все палки выручены, т.е. игроки успевают схватить свои палки и вернуться к лункам. Иногда водаку удается поставить шар на место (лобок) и занять чью-либо пустую лунку, тогда ее хозяин должен идти водить16.

Игра с мячом

В Вытегорском районе  была известна другая игра, в которой шар служил движущейся мишенью. Игроки становились к ямкам, вырытым на расстоянии сажени (около 2 м) одна от другой. Потом бросали назад через голову свои палки; тот, у кого палка падала ближе, становился водящим, т.е. катил шар перед игроками. Крайний игрок пытался сбить, бросая свою палку, катящийся шар. Если ему это удавалось, он бежал за своей палкой, а водящий - за шаром. Водящий стремился поставить шар в лунку раньше, чем это сделал бы игрок, тогда он занимал место игрока. Если же он не успевал, то вновь катил шар. В случае промаха одного игрока, бил следующий и т.д. Когда же все игроки делали промах, то бежали за палками, и ведущий тогда успевал положить шар в чью-нибудь лунку17.

 

 

Кума

В эту игру обычно играли девочки-няньки со своими подопечными. Усадив малышей в кружок, они вставали за их спинами, а одна девочка, у которой не было "дитяти", поочередно обходила подруг, прося: "Кума, кума, продай дитя!" На что каждая ей отвечала: "За рекой". Тогда она снова начинала обход, повторяя просьбу. На этот раз "хозяйка" спрашивала ее: "Что дашь?" Та отвечала:

Шильце, мыльце 
Белое белильце, 
Грош да денежку, 
Красную девушку, 
Сорок анбаров 
Сухих тараканов, 
Сорок кадушек 
Соленых лягушек.

игра ворона

Перед игрой выбирали "ворона", перехватываясь руками по палке или с помощью считалочки. "Ворон" отходил в сторону, садился на землю и делал вид, что роет ямку. К нему подходили игроки, встав в цепочку, держа друг друга за пояс. Причем первым шел самый сильный и ловкий игрок - "Матка". Он обращался к "ворону" со словами:
- Цё, ворон, делаешь?
- Ямку копаю.
- А на цё тебе ямка?
- Камешки класть.
- А на цё камешки-то?
- Твоих деток сшибать.
- А цё мои детки-то досадили?
- Лук да чеснок погубили.
- А ты бы загораживал.
- А они перескакивают.
- А ты бы блин вешал.
- Оне съедят!
Тут "ворон" вскакивает, и бросается на детей, стараясь оторвать кого-то от цепочки, а "матка" мешает ему, расставив руки и делая неожиданные движения. Вслед за ней перемещается и вся цепочка. Упавшие и оторвавшиеся от цепочки игроки выходят из игры.

15 января 2020 в 20:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.